Данная статья имеет целью рассказать о том, что исповедовали переселенцы из Германии и дать основные понятия об их вероисповедании. Это попытка мирянина, человека, не сведущего в богословских тонкостях, разобраться в чем суть вероучений, исповедуемых иностранными колонистами. Колонистам в России позволялось исповедовать свое вероучение, но запрещалось обращать в него местное население.
Изначально христианство разделилось на католичество и православие, позднее из католичества выделился протестантизм. Протестантизм – самая молодая конфессия. Из него выделились реформаторское и лютеранское вероисповедания. Позже появились цвинглиане, кальвинисты англикане.
Среди переселенцев из Германии были католики, реформаты, лютеране и меннониты.
Представители семьи Генш, в основном, проживали в колониях Боаро, Кано и Розенталь. Жители этих колоний были лютеране и реформаты. На момент написания статьи известно, что семья Генш придерживалась лютеранского вероисповедания.
Католики
В догматике и вероучении католицизма есть общие для христианства положения и отличительные особенности.
Основные постулаты веры, как трактует католицизм, установлены Богом и записаны в Священном Писании. Божественное Откровение, опыт церковной жизни передается последующим поколениям через Священное Предание (Традицию).
Главой и основателем католической Церкви является Иисус Христос. Папа Римский является ее руководителем на земле. Папа выступает не от себя лично, он представляет папство в целом. Папа не может ошибаться в вопросах религии: это является даром Святого Духа.
Священное Писание признается только в виде Vulgata(ы), узаконенного латинского перевода Библии, признанного в 1546 году Тридентским собором официальным каноническим переводом.
Католики крестятся всей ладонью и слева направо. У католиков алтарь не отделен иконостасом.
При исповеди священник не видит лица исповедующегося человека, т.к. последний находится в исповедальне. Святое причастие дети принимают с семилетнего возраста.
Чистилище, как считают католики, — место между адом и раем, в нем находятся души грешников, не отягощенные смертными грехами, не получившие прощения в земной жизни. Очищающий огонь чистилища может изменить судьбу души грешника.
Догматы католической церкви
1. Filioque — Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына.
2. Целибат — безбрачие духовенства.
3. Священное Предание католиков*.
4. Чистилище — место между адом и раем для искупления своих грехов.
5. Непорочное зачатие девы Марии и её телесное вознесение.
6. Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.
Справочно* СП включает в себя Символ веры, апостольские правила, решения, принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
Лютеране
Родиной протестантизма считается Германия. Протестантизм возник в XVI веке как антикатолическое движение, как движение за очищение церкви, возврат к истинной апостольской вере. Апологетом протестантизма стал католический монах Мартин Лютер. Причинами протестного движения являлись:
1. Увеличение церковных владений,
2. Невежество священников и их аморальный образ жизни,
3. Продажа индульгенций, откуп грешников, продажа церковных должностей,
4. Неблаговидные поступки Пап в целях обогащения.
Лютеране следуют учению Христа. Их главная книга Библия. Поэтому был очень важен ее перевод на национальные языки, чтобы каждый верующий мог читать и толковать ее сам.
Протестанты верят, что единственным посредником между ними и Богом может быть только Христос. Посредничество священника в обращении к Богу им не требуется, они могут сделать это самостоятельно. Протестанты считают, что искупление грехов дается только верой и молитвой. Конкретных дел не требуется.
Лютеране не признают Папу Римского главой христианской церкви на земле и не признают его верховную власть. В отличие от католиков, у лютеран только 2 таинства: крещения и причастия. Крещение осуществляется в сознательном возрасте. К причастию могут подходить только крещеные и верующие. Хлеб и вино не превращаются в кровь и тело Христа, они символы крови и плоти Христа, пролитой за грехи людей.
Лютеране не молятся святым, не просят их о помощи. Как следствие в лютеранских церквях отсутствуют иконы, статуи, у них нет культа святых и Пресвятой Богородицы, поклонения достоин только Бог.
Миряне равны священникам, глава церковной общины (пастор) избирается на общем собрании. Пастор подконтролен общине.
«Только Писание, только вера, только благодать» было классическим девизом протестантской Реформации.
Теория «пяти только» лютеранского вероисповедания XVI в.:
1.Solo Scriptura – «Только Писание». Все остальное, если оно не противоречит Священному Писанию.
2.Solo Fide – «Только Верой». Наша вера-единственное, что нас оправдывает перед Богом. Не дела и заслуги, а абсолютное упование на Бога приносит человеку спасение.
3. Solo Gratia – «Только Благодатью». Спасение дается не по заслугам, а просто по любви. Спасение в любящем сердце Бога.
4. Solus Christus – «Только Христос». Вся Библия говорит о Христе, верующий человек спасается Христом и через него осуществляет связь с Богом-отцом.
5. Soli Deo Gloria – «Только (одному) Богу Слава». Жить так, чтобы заслужить Его одобрение или стараться заслужить .
Будучи католическим священником, доктором богословия Мартин Лютер был категорически не согласен с продажей индульгенций для спасения души. Свою позицию об ошибках в церковном учении Лютер обосновал в 95-ти тезисах, текст которых прибил к дверям Замковой церкви в городе Виттенберге. С этого началась Реформация – очищение церкви и возврат к изначальному учению Христа.
Реформаты
В 1529 году различия в некоторых догматических истинах отделили реформатскую церковь от лютеранской. Швейцарский католический священник Ульрих Цвингли продолжил дело Лютера по реформации церкви, подготовив всестороннюю программу ее переустройства, состоявшую из 67 тезисов. Поначалу у Цвингли не было намерения отделяться от католичества, он хотел реформировать церковь. За его взгляды он был объявлен еретиком, стало понятно, что никакие реформы католической церкви не помогут.
Цвингли изменил систему церковного управления. Его особенностью являлось синодальное управление. Для обсуждения и решения вопросов церковной жизни дважды в год проводились собрания духовенства. Синоды стали одним из главных церковных достижений реформатора. Все духовные требы стали совершаться для народа безвозмездно.
В 1524 году Цвингли издал указ об отмене мессы и изображений. Богослужения упростились и ограничились проповедью Евангелия и пением псалмов. При Цвингли в 1529 году был закончен перевод Библии на немецкий язык, что сделало ее доступной любому грамотному верующему. Язык богослужений был также заменен на немецкий.
Духовенству было разрешено вступать в брак.
Церковь нуждалась в образованных священнослужителях, поэтому предметом особой заботы Цвингли было устройство учебных заведений для их подготовки.
До наших времен действует впервые провозглашенный У.Цвингли принцип отделения церкви от государства.
Дальнейшее развитие Реформатской церкви связано с именем Джона Кальвина. Сущность доктрин Кальвина раскрывается в его книге «Наставление в христианской религии». Постепенно наметилось расхождение Кальвина с Лютером в вопросах о причастии, предопределении, церкви и таинствах.
Ключевой идеей протестантизма по Кальвину является идея предопределения. Одни люди предопределены к вечному блаженству, другие к вечной погибели. Человек не может знать, к чему он преодопределен, поэтому должен стараться себя вести так, чтобы оказаться в числе избранных. Всем людям даны равные шансы на спасение, Бог дает человеку свободную волю в избрании добра или зла.
Реформатская церковь признает таинства Евхаристии и Крещения. Через хлеб и вино наш Господь Иисус Христос разделяет с нами общение. Крещение реформаты производят в любом возрасте, но предпочтительно крещение младенцев. Духовные родители несут за воспитание своих крестников чуть ли не большую ответственность, чем родители биологические.
Кальвин ратовал за максимальный аскетизм: запрещение органной музыки, отсутствие украшений в церкви, упрощенное богослужение, состоящее из проповеди, молитвы и чтения Писания. Церковь должна отказаться от богатства. В воскресный день совершается обряд хлебопреломления. Каждая община пользовалась самоуправлением в делах веры.
Кальвина в сравнении с М. Лютером и У.Цвингли отличали большая жесткость, непримиримость, стремление контролировать все области человеческой жизни вплоть до фасонов одежды.
Преследование инакомыслящих, жестокое наказание сомневающихся в кальвинистском учении вплоть до отлучения от церкви. Церковь вмешивалась в личную жизнь верующих. Жестокость в повседневной жизни. Брак освящается дома, над умершим читается молитва.
Проводились в жизнь новые моральные ценности: бережливость, расчет, накопления в сочетании с неустанным трудом и никаких развлечений.
По Кальвину, основы жизни человека – религия и страх Божий. После смерти Кальвина часть его запретов отпали как нежизнеспособные.
Меннониты
Не все были довольны реформами Мартина Лютера. Был предложен и другой вариант реформирования христианской церкви, который получил название анабаптизма. Анабаптизм представлял собой крайнее крыло реформации. Они требовали отделения церкви от государства, выступали за крещение в сознательном возрасте, ставили личную веру выше авторитете Священного Писания, по их мнению, имущество должно быть общим.
Менно Симонс был католическим священником. Он отрекся от католичества и принял анабаптизм. Христианская община меннонитов получила свое название по имени Менно Симонса. Меннониты — убеждённые пацифисты. Они признавали любое насилие греховным. Они не берут в руки оружия, отказываются служить в армии, на государственной службе.
Смысл их жизни: вера в Бога и труд. Дела были составной частью их веры. Они очень ориентированы на семью, воспитание детей, занятие сельским хозяйством.
Меннониты сохранили упрощенное богослужение, отказались от церковных облачений и крещения детей, главы общин были выборными.
Характерные черты вероучения меннонитов:
1. Вера во второе пришествие Христа, восстановление чистой и святой церкви,
2. Главенство Библии,
3. Свобода понимания и толкования Библии,
4. Евхаристия не таинство, а воспоминание о крестной жертве Иисуса Христа, для укрепления веры,
5. Сознательное крещение взрослых людей,
6. Пацифизм, введенный в рамки вероучения.
Для наглядности попытаюсь все вышеизложенное свести в таблицу.
Комментарии